Вчера вышел третий номер журнала ROAR — почти 250 публикаций на русском и английском: поэзия, эссе, проза, драматургия, арт, саунд. Работы объединены темой «Повседневное сопротивление». Нам кажется очень важным, что слова несогласия, ужаса, боли и любви, сказанные в марте, апреле и так далее, продолжают таким образом звучать и воспламенять. Это способ стоять на своём и не отчаиваться, несмотря на то, что ум наш полгода держат во аде. Сегодня прочтём несколько текстов из поэтического раздела третьего номера и ещё неоднократно обратимся к нему в дальнейшем. Спасибо Линор Горалик и команде волонтёров ROAR за самоотверженный труд! ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ ВИТАЛИЙ ПУХАНОВ Навсегда началась в конце февраля. Навсегда длится уже несколько месяца. Для навсегда это исчезаемо малый срок. Кто-то родится через полвека и ещё спустя примерно двадцать — двадцать пять лет Из рассказов старших осознаёт, Что навсегда длится уже семьдесят или более лет. Он спросит: «Это навсегда?» Ничего не бывает навсегда, мой юный и далёкий друг. Даже Солнце не навсегда и Вселенная не навсегда. Однажды навсегда закончится, как заканчивалось не одно и не два навсегда, Даже я, обычный смертный, сподобился лицезреть разлетающееся на сотни осколок Пятиконечное навсегда. И любому покажется, будто и не было вовсе никакого навсегда, А были лишь любовь, надежда и радость, Мимолётные, призрачные и вечные одновременно. И сегодня каждый из нас сердечно благодарит судьбу за прожитую жизнь, Ставшую в памяти без тени сомнения счастливой на фоне наступившего нового навсегда. ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ АЛЁНА МАКСАКОВА BERÉSKI В нашей гостиной В Харькове На обоях были берёзки Мама называла Берёзовой рощей Мы не были Ватниками Тогда и слова Такого не было Но скучаю По моим б**** берёзкам Очень скучаю ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ Д. Г. что такое мариуполь? это какой-то город? он склоняется? совершенно серьезно и похоже по делу спрашивает инспектриса по делам несовершеннолетних что такое мариуполь? это туман миф о Городе имя прыгающее и отравляющее наш воздух наш кофе наш ум опиум вы-дум-ка двадцать точка три точка три точка часть один девочка никакого мариуполя не было и нет ты и сама это знаешь отвечает сама себе инспектриса по делам несовершеннолетних немного подумав совершенно серьезно постукивая ручкой в такт отпивая из стаканчика морщась мариуполь сон и обман мариуполь тень и туман нет солдат одни облака расплываются по домам ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ СТАНИСЛАВ ЛЬВОВСКИЙ в безвоздушном и наверное подневольном огне выпекается несбыточный хлеб из мученицы- земли * ещё речь надеется перемолчаться в не-речь и письмо пытается ещё обелиться * но уже перемолоты тьмы и тьмы новых зёрен нового урожая чёрными-пречёрными жерновами чёртовой мельницы в бессмертную и бессловесную землю в тёмную мукý бессмертия вообразимого огромного подневольного ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ АННА ГРИНКА «у меня болит живот, но никак не начнутся месячные» «и у меня. наверное, это из-за войны» в алом до черноты холоде крючит яйцеклетку а ещё и пасха католическая а скоро и православная из множества красок выходит яйцо одного и того же цвета тюкнут скорлупу в разных домах и удивятся — вместо белка варёного тёмная струйка или не удивятся ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ ВЕРА ПАВЛОВА формочки и лопатки рыли за ямой яму возле детской площадки похоронили маму дедушку и бабулю во дворе у ограды бомбы снаряды пули пули бомбы снаряды ____________ Я народу инородна. Я народу не родня. Я свободна. Я свободна. Вырождайся без меня, сумасбродная держава. Я тебе не присягну. Человек имеет право называть войной войну. ____________ Откроешь дверь — от сквозняка беременеет занавеска. Дзынь! — от Эвтерпы смс-ка: живородящая строка. А комната озарена медовым, нет, янтарным светом. Я напишу стихи об этом, когда закончится война. ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ БОРИС ХЕРСОНСКИЙ Человек вошел в историю, как слон в посудную лавку, подымает хобот, трубит, топчет тарелки и чашки. Человек напился крови, но просит добавку, вернее, требует — с детства у него такие замашки. Это ж надо! Снизу вверх глядит начальственным взором, и глаза подернулись кровавою пеленою. Но цыганка ему нагадала — умереть под забором. Даже если этот забор будет кремлевской стеною. Хорошей стеной, начиненной советскими мертвецами, в урнах стальных, наполненных прахом из топки. Беда, что с детьми случится то же, что и с отцами, век им расхлебывать кашу из его черепной коробки. Май-июнь 2022 ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ ДАНА КУРСКАЯ Когдa б вы знaли, из кaкого сорa приходится нaм всем теперь цвести. ...Вчерa в мaшине лопнулa рессорa, а центр искусств был прямо по пути. И тaм шёл вечер, и бухaли люди. И во дворе легко рослa соснa, Посaженнaя в пaмять нaшей Люде — не для неё, увы, пришлa веснa. Теклa рекою горькaя потехa. И Коллегорский книги продaвaл. Кaк будто Генa вовсе не уехaл. Кaк будто не придвинулся финaл. Кaк будто не окрaшивaлaсь крaсным в Москвa-реке весенняя водa. Но Aннушкa уже рaзлилa мaсло, а Игорь уже съездил в городa. И поменялись ценности и цены, пришлa нехвaткa прaвды и рублей. Уже скaзaлa Олечкa со сцены на площaди, где грунт всего круглей. Не будет фестивaля в этом мaе. Идёт другой кровaвый фестивaль. Вaс всех поймaют, и меня поймaют — зa то, что мы стрaдaющaя швaль. Порa менять бельё и документы. И кaждый осудил и осудим. Мы все теперь глядим в иноaгенты, а в зеркaлa и вовсе не глядим. Когдa б мы знaли, из кaкого aдa явились те, кто всё решил зa нaс. Но жaловaться, деточкa, не нaдо всем тем, кому убийственней в сто рaз. Любые опрaвдaнья будут лживы. Но Коллегорский книги рaзложил. Кaк будто жизнь. Кaк будто все мы живы. Кaк будто мир покa что будет жив. Кaк будто все убитые воскреснут. Уехaвшие путь нaйдут нaзaд. И никому ни с кем не будет тесно. И будет водкa кaк диaлизaт. И ты посмотришь взглядом этим нежным, а я пузырь успею рaздобыть. Кaк будто всё однaжды стaнет прежним. Кaк будто это прaвдa может быть. ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ ДМИТРИЙ СТРОЦЕВ УКРАИНСКАЯ ИКОНОПИСЬ иконы Твои Господи расстреляны разорваны в клочья заживо сожжены брошены в рвы наскоро присыпаны такого разного письма не найти одинаковых и все на Тебя похожи безмерным страданием 18.06.2022 ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ ЮЛИЙ ГУГОЛЕВ МАМА МЫЛА РАМУ Ну так что тебе, новый букварь? Мама с тряпкой маячит в окне. Отчего это каждая тварь так скукоживается в огне? Новый дан тебе перечень слов, ну а ты всё ни бе и ни ме. Фиолетово-сер твой покров, и глаза белы, как в аниме. Знают все, кто попали сюда, у земли есть своя ФСО, и теперь для неё навсегда — это наша земля, это всё, это всё, что ни в сказке сказать, не украсят ни грим, ни перо. Вот она какова, твоя стать, значит, вот как ты мутишь добро! Как сумела такою ты стать, или просто продолжила быть, чего стоят, сумев показать, твоя суть, твоя стать, твоя прыть! Ты хотела победу ковать? Научись лучше трупы ховать. Вместе с ними ложись-ка в кровать горе мыкать да век вековать. Ну так что тебе, новый букварь? Ну теперь хоть понятно, какой: чтоб витала шашлычная гарь красной нитью, бегущей строкой. Потому что ты знаешь в душе, отчего так красна эта нить. Эти стёкла не вставить уже, эту раму уже не отмыть. 21.05.22 ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ РОМАН ЛЕЙБОВ слова осколки стекла как-то вот не скла соскальзывают с языка раска не тываются а лываются каждое на два а потом еще раз на два потом еще раз на два и еще раз на два и опять на два кассетные такие словы внутри бесхитростной головы приставки в сторону корни хрясь аффиксы по площадям картечью разрыва а потом зарыва ле во мле и как бы не отзыва членораречью кро ме дет бей че да артилери ста да при артилери зоот на тратата го пу пря ту щель дыр бул щыл дай нам днесь ой наша-то земля черна жирна но мы-то на ней не не сволочь не грязь подробности спр. у зерна ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ ═══════❖═══════ Иллюстрация: из раздела «Арт», Катя К., Оксана К. Авторский комментарий: «Когда Рене Магритт в 1929 году создает картину «Вероломство образов», где под реалистичным и хорошо узнаваемым изображением трубки значится надпись «Это не трубка», он не ставит своей целью подвергнуть сомнению чувственное восприятие. Согласно интерпретации Мишеля Фуко, Магритта, как и многих художников и философов XX века, в первую очередь интересовал зазор между контурами рисунка и знаками письма, история связи и расхождения двух порядков: видимого и говоримого. Когда спустя почти 100 лет мы сталкиваемся с подобным приемом не в искусстве, а в политике, его сложно расценивать как оригинальный эстетический или мыслительный эксперимент. Фотографии разрушенных городов, разбомбленных зданий и убитых людей, со всей наглядностью свидетельствующие о том, что идет война, сопровождаются навязчиво звучащим закадровым голосом, который сообщает нам, что это не война, а «спецоперация по освобождению». Такая редактура чувственного, осуществляемая властью со свойственной ей примитивностью и жестокостью, вплоть до угрозы уголовного преследования, таит в себе нечто большее, чем новую языковую игру, оспаривающую привычные отношения слов и вещей. Запрещать называть войну войной — это посягать на человеческую способность связывать многообразие чувственных переживаний в единстве (страшного) имени. Приходящая на ум аналогия с «окончательным решением еврейского вопроса» кажется более чем оправданной. Но вместо четырех кадров, тайно вывезенных из Освенцима, сегодня мы имеем в распоряжении тысячи визуальных документов, можем видеть фото- и кинохроники, слышать прямую речь пострадавших от российской агрессии, и хочется верить, что сила взгляда и подлинность непосредственного соприкосновения одержат верх над одиозным враньем пропаганды». #kromeshnie_current #kromeshnie_russian #poetry

Теги: стихи

Теги других блогов: стихи